Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
О сайте
Журнал "АвтоСпециалист+" и одноименный сайт создавался по инициативе сотрудника кафедры Профессионального образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Титаренко Дмитрия Николаевича.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения потребовал от учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) коренного изменения организации процесса обучения. Для формирования компетенций потребуется усвоение большого объема учебной информации, которую невозможно уложить в отведенное для аудиторных занятий время. Для достижения поставленных образовательных стандартом целей учебные планы и программы дисциплин и междисциплинарных модулей, рекомендованные для внедрения Федеральным институтом развития образования (ФИРО), предусматривают самостоятельную работу учащихся от 33 до 50% отведенного учебными планами времени. Пункт 7.14 ФГОС определяет, что «Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеурочная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на его выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовке обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине обще-профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий)». Как же решается эта сложная проблема в развитых капстранах? Особый интерес автора сайта вызвал американский и германский опыт подготовки специалистов автомобильной индустрии. Кратко расскажем об Американском опыте подготовки специалистов В Соединенных Штатах Америки некоммерческая организация National Institute for Automotive Service Excellence = ASE = Национальный институт безупречного автомобильного сервиса, миссией которых является «Повышение качества ремонта и сервиса транспортных средств путем тестирования и сертификации специалистов, занятых в сфере ремонта и сервиса автомобилей» поручил своему структурному подразделению, именуемому «National Automotive Technicians Education Foundation = NATEF = Национальный Фонд обучения автомобильных специалистов», разработать перечень технических направлений деятельности специалистов автосервиса, перечни профессиональных компетенций и перечни производственных задач, решаемых специалистами авторемонтной мастерской в процессе своей повседневной деятельности. На основе разработанных перечней институт ASE разработал набор практика ориентированных тестовых заданий, которые позволяют убедиться в компетентности специалистов, изъявивших желание пройти сертификационные испытания, и стать сертифицированными специалистами в одной или нескольких областях производственной деятельности. Таких пакетов тестовых заданий несколько
Automobile Tests = Автомобильные тесты A1 Engine Repair = Ремонт двигателя A2 Automatic Transmission/Transaxle = Автоматическая трансмиссия/Транзакель A3 Manual Drive Train and Axles = Механическая трансмиссия и узлы передачи крутящего момента A4 Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление A5 Brakes = Тормоза A6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы A7 Heating and Air Conditioning = Отопление и кондиционирование воздуха A8 Engine Performance = Эксплуатационные характеристики двигателя A9 Light Vehicle Diesel Engines = Дизели легковых автомобилей и легких грузовиков
Collision Repair and Refinish Tests = Ремонт последствий столкновений и уход за лакокрасочными покрытиями
B2 Painting and Refinishing = Малярное дело и лакокрасочные покрытия B3 Non-Structural Analysis and Damage Repair = Неструктурный анализ повреждения и ремонт B4 Structural Analysis and Damage Repair = Структурный анализ повреждения и ремонт B5 Mechanical and Electrical Components = Механические и электрические компоненты B6 Damage Analysis and Estimating = Анализ и оценка повреждений
Alternate Fuels Test = ТЕСТ Альтернативные автомобильные топлива
F1 Compressed Natural Gas Vehicle = Автомобильные газобалонные установки
Medium/Heavy Truck Tests = Тест Средне-тоннажные и большегрузные автомобили
T1 Gasoline Engines = Бензиновые двигатели T2 Diesel Engines = Дизельные двигатели T3 Drive Train = Трансмиссия T4 Brakes = Тормоза T5 Suspension and Steering = Подвеса и рулевое управление T6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы T7 Heating, Ventilation, and A/C = Отопление, вентиляция и кондиционирование T8 Preventive Maintenance and Inspection (PMI) = Профилактические ремонт и технический осмотр
Truck Equipment Tests = Тест Оборудование грузового автомобиля
E1 Truck Equipment Installation and Repair = Установка и ремонт оборудования грузового автомобиля E2 Electrical/Electronic Systems Installation and Repair = Установка и ремонт электрических/электронных систем E3 Auxiliary Power Systems Installation and Repair = Установка и ремонт вспомогательных силовых установок
Specialty Test = Специализированный тест
X1 Exhaust Systems = Выхлопные системы и системы снижения эмиссии
Advanced Level Tests = Тесты продвинутого уровня
L1 Auto Advanced Engine Performance Specialist = Продвинутый специалист эксплуатационных характеристик двигателей L2 Electronic Diesel Engine Diagnosis Specialist = Продвинутый специалист дизельных двигателей L3 Light Duty Hybrid/Electric Vehicle Specialist = Специалист гибридных/электрических легковых и легких грузовых автомобилей
School Bus Tests = Тест Школьный автобус
S1 Body Systems and Special Equipment = Кузовные системы и специальное оснащение S2 Diesel Engines = Дизельные двигатели S3 Drive Train = Трансмиссия S4 Brakes = Тормоза S5 Suspension and Steering = Подвеса и рулевое управление S6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы S7 Air Conditioning Systems and Controls = Системы отопления, вентиляции и кондиционирования
General Service Test = Тест Общее обслуживание
G1 Auto Maintenance and Light Repair = Техническое обслуживание и мелкий ремонт автомобилей
Parts Specialist Tests = Тест Специалист по запасным частям и деталям P1 Medium/Heavy Truck Parts Specialist = Специалист по запасным частям и деталям средне-тоннажных и большегрузных автомобилей P2 Automobile Parts Specialist = Специалист по автомобильным запасным частям и деталям
Transit Bus Tests = Тест Пассажирские автобусы H1 Compressed Natural Gas (CNG) Engines = Двигатели, работающие на компримированном природном газе H2 Diesel Engines = Дизельные двигатели H3 Drive Train - Трансмиссия H4 Brakes = Тормоза H5 Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление H6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы H7 Heating, Ventilation, and A/C = Обогрев, вентиляция и системы кондиционирования H8 Preventive Maintenance and Inspection (PMI) = Профилактические ремонт и технический осмотр
Service Consultant Test = Тест Сервис-консультант C1 Automobile Service Consultant = Автомобильный сервис-консультант
Следует отметить , что допуск к одному или нескольким сертификационным тестам производится на основе анализа трудовой деятельности и наличия сертификатов, ранее выданных институтом ASE соискателю сертификата. Претендовать на получение сертификата продвинутого уровня (L1…L3) может только специалист, имеющий несколько действующих сертификатов в профессиональной сфере (от A1 до A9), причем, наличие сертификатов A1 = Ремонт двигателя; A2 = автоматические трансмиссии; A6 = электрические/электронные системы; A8 = Эксплуатационные характеристики двигателя и A9 = Дизели легковых автомобилей и легких грузовиков – обязательно.
ASE СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
ASE студенческая программа сертификации призвана оценивать и сертифицировать студентов, которые близки к концу освоения программы обучения в области автомобильного сервиса, ремонта последствий столкновения и лакокрасочного покрытия, а также в области большегрузных автомобилей. Национальным институтом Безупречного автомобильного обслуживания (ASE) в партнерстве с Автомобильной молодежной образовательной системой (AYES), Национальным фондом образования автомобильных специалистов (NATEF), а также в содружестве с организацией, занимающейся квалификационными стандартами США (SkillUSA) разработана программа ASE-студенческой сертификации. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовиков • (S&S) Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление • (BR) Brakes = Тормозные системы и механизмы • (EE) Electrical/Electronic Systems = Электрические и электронные системы • (EP) Engine Performance = Системы управления двигателем • (ER) Engine Repair = Ремонт двигателей • (AT) Automatic Transmission/Transaxle = Автоматическая трансмиссия и ведущий мост в блоке с коробкой передач • (MD) Manual Drive Train and Axles = Коробка передач с ручным управлением и ведущие оси • (AC) Heating and Air Conditioning = Отопление и кондиционирование • (MR) Maintenance and Light Repair = техническое обслуживание и ремонт систем освещения и сигнализации • (AS) Automobile Service Technology = Технологии автомобильного сервиса
Collision Repair And Refinish = Ремонт автомобилей после столкновений и уход за лакоерасочным покрытием • (PR) Painting and Refinishing = Малярное дело и окраска автомобилей • (SR) Structural Analysis and Damage Repair = Структурный анализ повреждений и кузовной ремонт • (NS) Non-structural Analysis and Damage Repair = Неразрушающий контроль и ремонт повреждений • (ME) Mechanical and Electrical Components = Механические и электрические компоненты
M/H Truck = Техническое обслуживание и ремонт средних/тяжелых грузовиков и автопоездов
• (DE) Truck Diesel Engines = Дизельные двигатели средних и тяжелых грузовиков • (TE) Truck Electrical/Electronic Systems = Электрооборудование и электронные системы грузовиков и автопоездов • (TB) Truck Brakes = Тормозные механизмы и тормозные системы средних и тяжелых грузовиков и автопоездов • (TS) Truck Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление грузового автотранспорта
Обязательным условием участия в ASE-Студенческой сертификации является наличие подтверждений о выполнении серии практических заданий, разработанных и утвержденных NATEF в качестве рекомендованных для включения в программы практического обучения.
Приведем характерный пример: Техническая область (ER) = ENGINE REPAIR = РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
Content Area Содержание предметных областей (профессиональные компетенции) Questions In Test Количество тестовых заданий A. General Engine Diagnosis; Removal and Reinstallation (R&R) А. Общая диагностика двигателя; снятия и установки механизмов и компонентов систем 9 B. Cylinder Head and Valve Train Diagnosis and Repair B. Диагностика неисправностей, техническое обслуживание и ремонт головки цилиндров и клапанного механизма 12 C. Engine Block Assembly Diagnosis and Repair C. Диагностика неисправностей и ремонт блока цилиндров двигателя 6 D. Lubrication and Cooling Systems Diagnosis and Repair D. Диагностика, техническое обслуживание и ремонт системы смазки и системы охлаждения двигателя 9 E. General Knowledge E. Общая эрудиция 4 Required To Pass: 22 of 40 Необходимо правильно выполнить 22 из 40 тестов ВСЕГО 40
Тематика тестовых задании, и их количественное распределение по предметным областям (компетенциям) тесно увязаны с содержанием производственных заданий, которые решает специалист авторемонтной мастерской в повседневной трудовой деятельности. Задачей любого образовательного учреждения, формирующего профессиональные компетентности у студента (слушателя), научить студента решать следующие производственные задачи:
A. General Engine Diagnosis; Removal and Reinstallation (R & R) А. ОБЩАЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ; СНЯТИЯ И УСТАНОВКИ МЕХАНИЗМОВ И КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМ
1. Обеспечивать полнокомплектную информационную поддержку предстоящих работ, включая: получение необходимой информации от клиента, поиск идентификационной информации по VIN, изучать и интерпретировать информацию об истории сервисного обслуживания автомобиля, получить подтверждение жалобы клиента, выявить причину неисправности (причин беспокойства клиента), устранять неисправности (причины беспокойства клиента). 2. Выявлять и интерпретировать неисправности двигателя (причины, вызывающие беспокойства клиента); совершать необходимые меры по устранению неисправностей (причин, вызывающих беспокойства клиента). 3. Осуществлять поиск необходимой информации, читать и понимать содержание информации, касающейся особенностей конструкции транспортного средства, изучать историю обслуживания транспортного средства; понимать содержание сервисной книжки, находить информацию о мерах предосторожности при обслуживании автомобиля; применять найденную информацию в ходе диагностики неисправностей и ремонта двигателя. 4. Исследовать подходящую к транспортному средству сервисную информацию, находить, понимать значение и соблюдать меры предосторожности при обслуживании; исследовать технические сервисные бюллетени, относящиеся к обслуживаемому автомобилю, его компонентам и системам. 5. Находить и интерпретировать содержание заводских табличек, установленных на транспортном средстве, находить и интерпретировать информацию об основных компонентах транспортного средства по идентификационному номеру транспортного средства, по содержанию табличек, установленных на компонентах транспортного средства. 6. Определить по внешним признакам и по идентификационному номеру гибридный автомобиль, укомплектованным двигатель внутреннего сгорания, соблюдать необходимые меры предосторожности при обслуживании двигателя и силовой установки. 7. Производить осмотр автомобильного двигателя и его систем с целью выявления утечек топлива, смазки, охлаждающей жидкости, утечек воздуха и отработавших газов; совершать перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя и его механизмов и систем. 8. Проводить диагностику двигателя по шумам и вибрации; определять перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя, его механизмов и систем; производить корректирующие действия 9. Диагностировать причину чрезмерного расхода масла, расхода охлаждающей жидкости, производить анализ состава выхлопных газов двигателя и определять перечень, и совершать необходимые действия по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту. 10. Снимать и заменить ремень привода газораспределительного механизма; проверить корректность фаз газораспределения. 11. Производить подготовку двигателя к вакуумным испытаниям, выполнять вакуумные испытания двигателя; определять перечень, и совершать необходимые действия по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту. 12. Производить испытание цилиндрового баланса двигателя; определять перечень, и совершать необходимые действия по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту. 13. Выполнять измерение компрессии во время проворачивания коленчатого вала двигателя и во время запуска двигателя стартером; определять причину снижения компрессии в одном из цилиндров (в нескольких цилиндрах) двигателя; устранять выявленную неисправность. 14. Готовить двигатель и производить испытание на утечку газов из цилиндров двигателя; определить перечень необходимых действий по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту. 15. Проверять качество работы двигателя по показаниям приборов и контрольных ламп на приборной панели, понимать сигнализацию предупреждающих индикаторов состояния двигателя. 16. Готовить автомобиль к снятию и установке двигателя; снимать устанавливать новый или отремонтированный двигатель на автомобиль; устанавливать и присоединять компоненты двигателя и производить полнокомплектную подготовку двигателя к запуску. 17. Снимать и устанавливать крышки и трубопроводы, подбирать и устанавливать рекомендуемые прокладки и уплотняющие герметики; производить проверки на отсутствие утечек. 18. Выполнять крепежные операции, производить ремонты резьбы, в том числе: удаление сломанных крепежных деталей, восстановление внутренней и наружной резьбы; производить ремонт внутренней резьбы установкой резьбой вставки. 19. Проверять, удалять и заменять опоры двигателя.
Ещё один пример комплексного подхода к обучению специалистов.
NATEF Correlated Task Sheets to accompany AUTOMOTIVE TECHNOLOGY Principles, Diagnosis, and Service = NATEF Корреляция Листов заданий для сопровождения Автомобильной техники, Принципов, Диагностики и обслуживания ENGINE REPAIR (A-1) = Ремонт двигателя (A-1) HALDERMAN, JAMES D., INSTRUCTOR'S RESOURCE MANUAL CD FOR AUTOMOTIVE TECHNOLOGY: PRINCIPLES, DIAGNOSIS, AND SERVICE, 3rd Edition,©2009. Electronically reproduced by permission of Pearson Education, Inc., Upper Saddle River, New Jersey. Chapter 1 (4th-EDITION) PG 1 Vehicle Chassis Identification Chapter 2 PG 2 Vehicle Service Facility Visit Chapter 3 PG 3 Sample Resume PG 4 Sample Cover Letter PG 5 Job Shadowing Chapter 4 PG 6 Work Order …и т. д. Пример Рабочего листа.
ДИАГНОСТИКА ШУМОВ ДВИГАТЕЛЯ
Коррелируется с требованиями NATEF к практическим заданиям (ER/А1-А-6). В списке задач, решаемых рядовым автомобильным техником, задание обозначено индексом ER-A-8: «Проводить диагностику двигателя по шумам и вибрациям; определять перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя, его механизмов и систем; производить корректирующие действия». Приоритетность задачи: (р-1). 95% всех учащихся должны быть научены
Теоретическая поддержка: HALDERMAN, JAMES D. AUTOMOTIVE TECHNOLOGY: PRINCIPLES, DIAGNOSIS, & SERVICE в изложении Дмитрия Титаренко: «Автомобильные технологии. Принципы, диагностика и сервис»; 2015; Журнал Автоспециалист+ (Первый год обучения, апрельский номер)
Слушатель ______________________________________________ Дата _____________________
Автомобиль: Марка _______________ Модель _________________ Год выпуска _____________
VIN __________________________ Допуск к работе получен:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Анализ шума двигателя помогает определить степень необходимости ремонта. Некоторые шумы легко исправить, в то время как другие шумы могут свидетельствовать о необходимости сложного и дорогостоящего ремонта.
УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НЕОБЫЧНОГО ШУМА 1. Когда возникает несвойственный обычной работе двигателя шум?
________________ во время пуска, и только у холодного двигателя
________________ во время пуска вне зависимости от теплового состояния
________________ только при работе холодного двигателя
________________ только при работе прогретого двигателя
________________ всегда при работе двигателя вне зависимости от теплового состояния
________________ иное (опишите состояние) _____________________________________________
РОД ШУМОВ 2. На что похож шум?
________________ щелчки, похожие на звуки, издаваемые шариковой ручкой
________________ цоканье, подобное звуку слабого удара по металлу
_______________ стук, похожий на стук в дверь
_______________ грохот, подобный звуку, издаваемому детской погремушкой
_______________ грохот, подобное звуку перекатывающихся шаров
_______________ скуление, подобное звуку, издаваемому электрическим мотором
_______________ глухие громкие стуки, подобные звуку, издаваемому захлопывающейся дверью
3. Опираясь на тональность и условия возникновения звука, определить перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя, его механизмов и систем, и перечень действий, направленных на устранение неисправностей _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЙТИНГ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЯ
Руководитель/инструктор должен оценить эффективность работы, поставив метку в соответствующий квадратик
0 - Не выполнил Не обладает необходимой информацией или практическими навыками, в рамках данной программы; необходимо завершить полнокомплектную подготовку
1 - Только под наблюдением Имеются только общие представления без практического применения; необходимо тщательное наблюдение; требуется дополнительное обучение
2 - Ограниченная практика Имеет малый опыт практической работы, предусмотренный программой обучения; необходимо дополнительное обучение для развития навыков
3 - Умеренная квалификация Выполнил работу самостоятельно в рамках предусмотренной программы; требуется ограниченное дополнительное обучение
4 –Квалифицирован Можете выполнять задания самостоятельно, без дополнительного обучения
Подпись тренера/инструктора _______________________ Дата ____________________________
Фамилия, имя, отчество тренера/инструктора __________________________________________________________________________________ Задания в этом рабочем листе содержат мероприятия, которые также способствуют достижению целого ряда учебных и меж-предметных умений. Эти навыки по-разному описываются такими терминами, как «Базовые навыки» или «Ключевые компетенции» или «Прикладная теория».
Цель создания журнала - оказать посильную методическую помощь в создании пособий и контрольных заданий для управления самостоятельной работой обучающихся. Шаг за шагом, от производственных задач, через рабочие листы к главам учебника Автомобильные технологии, принципы, диагностика и сервис, которые мы будем публиковать в нашем журнале.
|
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|