Четверг, 25.04.2024, 21:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ежемесячный журнал "Автоспециалист+"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О сайте

 

Журнал "АвтоСпециалист+" и одноименный сайт создавался по инициативе сотрудника кафедры Профессионального образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Титаренко Дмитрия Николаевича.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения потребовал от учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) коренного изменения организации процесса обучения. Для формирования компетенций потребуется усвоение большого объема учебной информации, которую невозможно уложить в отведенное для аудиторных занятий время. Для достижения поставленных образовательных стандартом целей учебные планы и программы дисциплин и междисциплинарных модулей, рекомендованные для внедрения Федеральным институтом развития образования (ФИРО), предусматривают самостоятельную работу учащихся от 33 до 50% отведенного учебными планами времени.

Пункт 7.14 ФГОС определяет, что

«Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеурочная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на его выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП.

Во время самостоятельной подготовке обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине обще-профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий)».

Как же решается эта сложная проблема в развитых капстранах?

Особый интерес автора сайта вызвал американский и германский опыт подготовки специалистов автомобильной индустрии.

Кратко расскажем об

Американском опыте подготовки специалистов

В Соединенных Штатах Америки некоммерческая организация National Institute for Automotive Service Excellence = ASE = Национальный институт безупречного автомобильного сервиса, миссией которых является «Повышение качества ремонта и сервиса транспортных средств путем тестирования и сертификации специалистов, занятых в сфере ремонта и сервиса автомобилей» поручил своему структурному подразделению, именуемому «National Automotive Technicians Education Foundation = NATEF = Национальный Фонд обучения автомобильных специалистов», разработать перечень технических направлений деятельности специалистов автосервиса, перечни профессиональных компетенций и перечни производственных задач, решаемых специалистами авторемонтной мастерской в процессе своей повседневной деятельности.

На основе разработанных перечней институт ASE разработал набор практика ориентированных тестовых заданий, которые позволяют убедиться в компетентности специалистов, изъявивших желание пройти сертификационные испытания, и стать сертифицированными специалистами в одной или нескольких областях производственной деятельности.

Таких пакетов тестовых заданий несколько

 

Automobile Tests = Автомобильные тесты

A1 Engine Repair = Ремонт двигателя

A2 Automatic Transmission/Transaxle = Автоматическая трансмиссия/Транзакель

A3 Manual Drive Train and Axles = Механическая трансмиссия и узлы передачи крутящего момента

A4 Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление

A5 Brakes = Тормоза

A6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы

A7 Heating and Air Conditioning = Отопление и кондиционирование воздуха

A8 Engine Performance = Эксплуатационные характеристики двигателя

A9 Light Vehicle Diesel Engines = Дизели легковых автомобилей и легких грузовиков

 

Collision Repair and Refinish Tests = Ремонт последствий столкновений и уход за лакокрасочными покрытиями

 

B2 Painting and Refinishing = Малярное дело и лакокрасочные покрытия

B3 Non-Structural Analysis and Damage Repair = Неструктурный анализ повреждения и ремонт

B4 Structural Analysis and Damage Repair = Структурный анализ повреждения и ремонт

B5 Mechanical and Electrical Components = Механические и электрические компоненты

B6 Damage Analysis and Estimating = Анализ и оценка повреждений

 

Alternate Fuels Test = ТЕСТ Альтернативные автомобильные топлива

 

F1 Compressed Natural Gas Vehicle = Автомобильные газобалонные установки

 

Medium/Heavy Truck Tests = Тест Средне-тоннажные и большегрузные автомобили

 

T1 Gasoline Engines = Бензиновые двигатели

T2 Diesel Engines = Дизельные двигатели

T3 Drive Train = Трансмиссия

T4 Brakes = Тормоза

T5 Suspension and Steering = Подвеса и рулевое управление

T6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы

T7 Heating, Ventilation, and A/C = Отопление, вентиляция и кондиционирование

T8 Preventive Maintenance and Inspection (PMI) = Профилактические ремонт и технический осмотр

 

Truck Equipment Tests = Тест Оборудование грузового автомобиля

 

E1 Truck Equipment Installation and Repair = Установка и ремонт оборудования грузового автомобиля

E2 Electrical/Electronic Systems Installation and Repair = Установка и ремонт электрических/электронных систем

E3 Auxiliary Power Systems Installation and Repair = Установка и ремонт вспомогательных силовых установок

 

Specialty Test = Специализированный тест

 

X1 Exhaust Systems = Выхлопные системы и системы снижения эмиссии

 

Advanced Level Tests = Тесты продвинутого уровня

 

L1 Auto Advanced Engine Performance Specialist = Продвинутый специалист эксплуатационных характеристик двигателей

L2 Electronic Diesel Engine Diagnosis Specialist = Продвинутый специалист дизельных двигателей

L3 Light Duty Hybrid/Electric Vehicle Specialist = Специалист гибридных/электрических легковых и легких грузовых автомобилей

 

School Bus Tests = Тест Школьный автобус

 

S1 Body Systems and Special Equipment = Кузовные системы и специальное оснащение

S2 Diesel Engines = Дизельные двигатели

S3 Drive Train = Трансмиссия

S4 Brakes = Тормоза

S5 Suspension and Steering = Подвеса и рулевое управление

S6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы

S7 Air Conditioning Systems and Controls = Системы отопления, вентиляции и кондиционирования

 

General Service Test = Тест Общее обслуживание

 

G1 Auto Maintenance and Light Repair = Техническое обслуживание и мелкий ремонт автомобилей

 

Parts Specialist Tests = Тест Специалист по запасным частям и деталям

P1 Medium/Heavy Truck Parts Specialist = Специалист по запасным частям и деталям средне-тоннажных и большегрузных автомобилей

P2 Automobile Parts Specialist = Специалист по автомобильным запасным частям и деталям

 

Transit Bus Tests = Тест Пассажирские автобусы

H1 Compressed Natural Gas (CNG) Engines = Двигатели, работающие на компримированном природном газе

H2 Diesel Engines = Дизельные двигатели

H3 Drive Train - Трансмиссия

H4 Brakes = Тормоза

H5 Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление

H6 Electrical/Electronic Systems = Электрические/Электронные системы

H7 Heating, Ventilation, and A/C = Обогрев, вентиляция и системы кондиционирования

H8 Preventive Maintenance and Inspection (PMI) = Профилактические ремонт и технический осмотр

 

Service Consultant Test = Тест Сервис-консультант

C1 Automobile Service Consultant = Автомобильный сервис-консультант

 

Следует отметить , что допуск к одному или нескольким сертификационным тестам производится на основе анализа трудовой деятельности и наличия сертификатов, ранее выданных институтом ASE соискателю сертификата.

Претендовать на получение сертификата продвинутого уровня (L1…L3) может только специалист, имеющий несколько действующих сертификатов в профессиональной сфере (от A1 до A9), причем, наличие сертификатов A1 = Ремонт двигателя; A2 = автоматические трансмиссии; A6 = электрические/электронные системы; A8 = Эксплуатационные характеристики двигателя и A9 = Дизели легковых автомобилей и легких грузовиков – обязательно.

 

 

ASE СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

 

ASE студенческая программа сертификации призвана оценивать и сертифицировать студентов, которые близки к концу освоения программы обучения в области автомобильного сервиса, ремонта последствий столкновения и лакокрасочного покрытия, а также в области большегрузных автомобилей.

Национальным институтом Безупречного автомобильного обслуживания (ASE) в партнерстве с Автомобильной молодежной образовательной системой (AYES), Национальным фондом образования автомобильных специалистов (NATEF), а также в содружестве с организацией, занимающейся квалификационными стандартами США (SkillUSA) разработана программа ASE-студенческой сертификации.

Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовиков

• (S&S) Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление

• (BR) Brakes = Тормозные системы и механизмы

• (EE) Electrical/Electronic Systems = Электрические и электронные системы

• (EP) Engine Performance = Системы управления двигателем

• (ER) Engine Repair = Ремонт двигателей

• (AT) Automatic Transmission/Transaxle = Автоматическая трансмиссия и ведущий мост в блоке с коробкой передач

• (MD) Manual Drive Train and Axles = Коробка передач с ручным управлением и ведущие оси

• (AC) Heating and Air Conditioning = Отопление и кондиционирование

• (MR) Maintenance and Light Repair = техническое обслуживание и ремонт систем освещения и сигнализации

• (AS) Automobile Service Technology = Технологии автомобильного сервиса

 

Collision Repair And Refinish = Ремонт автомобилей после столкновений и уход за лакоерасочным покрытием

• (PR) Painting and Refinishing = Малярное дело и окраска автомобилей

• (SR) Structural Analysis and Damage Repair = Структурный анализ повреждений и кузовной ремонт

• (NS) Non-structural Analysis and Damage Repair = Неразрушающий контроль и ремонт повреждений

• (ME) Mechanical and Electrical Components = Механические и электрические компоненты

 

M/H Truck = Техническое обслуживание и ремонт средних/тяжелых грузовиков и автопоездов

 

• (DE) Truck Diesel Engines = Дизельные двигатели средних и тяжелых грузовиков

• (TE) Truck Electrical/Electronic Systems = Электрооборудование и электронные системы грузовиков и автопоездов

• (TB) Truck Brakes = Тормозные механизмы и тормозные системы средних и тяжелых грузовиков и автопоездов

• (TS) Truck Suspension and Steering = Подвеска и рулевое управление грузового автотранспорта

 

Обязательным условием участия в ASE-Студенческой сертификации является наличие подтверждений о выполнении серии практических заданий, разработанных и утвержденных NATEF в качестве рекомендованных для включения в программы практического обучения.

 

Приведем характерный пример:

Техническая область (ER) = ENGINE REPAIR = РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ

 

Content Area Содержание предметных областей (профессиональные компетенции)                                          Questions In Test

Количество тестовых заданий

A. General Engine Diagnosis; Removal and Reinstallation (R&R)

А. Общая диагностика двигателя; снятия и установки механизмов и компонентов систем                                                  9

B. Cylinder Head and Valve Train Diagnosis and Repair

B. Диагностика неисправностей, техническое обслуживание и ремонт головки цилиндров и клапанного механизма            12

C. Engine Block Assembly Diagnosis and Repair

C. Диагностика неисправностей и ремонт блока цилиндров двигателя                                                                                 6

D. Lubrication and Cooling Systems Diagnosis and Repair

D. Диагностика, техническое обслуживание и ремонт системы смазки и системы охлаждения двигателя                             9

E. General Knowledge

E. Общая эрудиция                                                                                                                                                           4

Required To Pass: 22 of 40

Необходимо правильно выполнить 22 из 40 тестов                                                                                                      ВСЕГО 40

 

Тематика тестовых задании, и их количественное распределение по предметным областям (компетенциям) тесно увязаны с содержанием производственных заданий, которые решает специалист авторемонтной мастерской в повседневной трудовой деятельности. Задачей любого образовательного учреждения, формирующего профессиональные компетентности у студента (слушателя), научить студента решать следующие производственные задачи:

 

A. General Engine Diagnosis; Removal and Reinstallation (R & R)

А. ОБЩАЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ; СНЯТИЯ И УСТАНОВКИ МЕХАНИЗМОВ И КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМ

 

1. Обеспечивать полнокомплектную информационную поддержку предстоящих работ, включая: получение необходимой информации от клиента, поиск идентификационной информации по VIN, изучать и интерпретировать информацию об истории сервисного обслуживания автомобиля, получить подтверждение жалобы клиента, выявить причину неисправности (причин беспокойства клиента), устранять неисправности (причины беспокойства клиента).

2. Выявлять и интерпретировать неисправности двигателя (причины, вызывающие беспокойства клиента); совершать необходимые меры по устранению неисправностей (причин, вызывающих беспокойства клиента).

3. Осуществлять поиск необходимой информации, читать и понимать содержание информации, касающейся особенностей конструкции транспортного средства, изучать историю обслуживания транспортного средства; понимать содержание сервисной книжки, находить информацию о мерах предосторожности при обслуживании автомобиля; применять найденную информацию в ходе диагностики неисправностей и ремонта двигателя.

4. Исследовать подходящую к транспортному средству сервисную информацию, находить, понимать значение и соблюдать меры предосторожности при обслуживании; исследовать технические сервисные бюллетени, относящиеся к обслуживаемому автомобилю, его компонентам и системам.

5. Находить и интерпретировать содержание заводских табличек, установленных на транспортном средстве, находить и интерпретировать информацию об основных компонентах транспортного средства по идентификационному номеру транспортного средства, по содержанию табличек, установленных на компонентах транспортного средства.

6. Определить по внешним признакам и по идентификационному номеру гибридный автомобиль, укомплектованным двигатель внутреннего сгорания, соблюдать необходимые меры предосторожности при обслуживании двигателя и силовой установки.

7. Производить осмотр автомобильного двигателя и его систем с целью выявления утечек топлива, смазки, охлаждающей жидкости, утечек воздуха и отработавших газов; совершать перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя и его механизмов и систем.

8. Проводить диагностику двигателя по шумам и вибрации; определять перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя, его механизмов и систем; производить корректирующие действия

9. Диагностировать причину чрезмерного расхода масла, расхода охлаждающей жидкости, производить анализ состава выхлопных газов двигателя и определять перечень, и совершать необходимые действия по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту.

10. Снимать и заменить ремень привода газораспределительного механизма; проверить корректность фаз газораспределения.

11. Производить подготовку двигателя к вакуумным испытаниям, выполнять вакуумные испытания двигателя; определять перечень, и совершать необходимые действия по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту.

12. Производить испытание цилиндрового баланса двигателя; определять перечень, и совершать необходимые действия по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту.

13. Выполнять измерение компрессии во время проворачивания коленчатого вала двигателя и во время запуска двигателя стартером; определять причину снижения компрессии в одном из цилиндров (в нескольких цилиндрах) двигателя; устранять выявленную неисправность.

14. Готовить двигатель и производить испытание на утечку газов из цилиндров двигателя; определить перечень необходимых действий по углубленной диагностике, техническому обслуживанию и ремонту.

15. Проверять качество работы двигателя по показаниям приборов и контрольных ламп на приборной панели, понимать сигнализацию предупреждающих индикаторов состояния двигателя.

16. Готовить автомобиль к снятию и установке двигателя; снимать устанавливать новый или отремонтированный двигатель на автомобиль; устанавливать и присоединять компоненты двигателя и производить полнокомплектную подготовку двигателя к запуску.

17. Снимать и устанавливать крышки и трубопроводы, подбирать и устанавливать рекомендуемые прокладки и уплотняющие герметики; производить проверки на отсутствие утечек.

18. Выполнять крепежные операции, производить ремонты резьбы, в том числе: удаление сломанных крепежных деталей, восстановление внутренней и наружной резьбы; производить ремонт внутренней резьбы установкой резьбой вставки.

19. Проверять, удалять и заменять опоры двигателя.

 

Ещё один пример комплексного подхода к обучению специалистов.

 

NATEF Correlated Task Sheets to accompany AUTOMOTIVE TECHNOLOGY Principles, Diagnosis, and Service = NATEF Корреляция Листов заданий для сопровождения Автомобильной техники, Принципов, Диагностики и обслуживания

ENGINE REPAIR (A-1) = Ремонт двигателя (A-1)

HALDERMAN, JAMES D., INSTRUCTOR'S RESOURCE MANUAL CD FOR AUTOMOTIVE TECHNOLOGY: PRINCIPLES, DIAGNOSIS, AND SERVICE, 3rd Edition,©2009. Electronically reproduced by permission of Pearson Education, Inc., Upper Saddle River, New Jersey.

Chapter 1 (4th-EDITION)

PG 1 Vehicle Chassis Identification

Chapter 2

PG 2 Vehicle Service Facility Visit

Chapter 3

PG 3 Sample Resume

PG 4 Sample Cover Letter

PG 5 Job Shadowing

Chapter 4

PG 6 Work Order

…и т. д.

Пример Рабочего листа.

 

ДИАГНОСТИКА ШУМОВ ДВИГАТЕЛЯ 

 

Коррелируется с требованиями NATEF к практическим заданиям (ER/А1-А-6). В списке задач, решаемых рядовым автомобильным техником, задание обозначено индексом ER-A-8: «Проводить диагностику двигателя по шумам и вибрациям; определять перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя, его механизмов и систем; производить корректирующие действия».

Приоритетность задачи: (р-1). 95% всех учащихся должны быть научены

 
   

 

Теоретическая поддержка:

HALDERMAN, JAMES D. AUTOMOTIVE TECHNOLOGY: PRINCIPLES, DIAGNOSIS, & SERVICE в изложении Дмитрия Титаренко: «Автомобильные технологии. Принципы, диагностика и сервис»; 2015; Журнал Автоспециалист+ (Первый год обучения, апрельский номер)

 

 

Слушатель ______________________________________________ Дата _____________________

 

Автомобиль: Марка _______________ Модель _________________ Год выпуска _____________

 

VIN __________________________                                                  Допуск к работе получен:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Анализ шума двигателя помогает определить степень необходимости ремонта. Некоторые шумы легко исправить, в то время как другие шумы могут свидетельствовать о необходимости сложного и дорогостоящего ремонта.

 

УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НЕОБЫЧНОГО ШУМА

1. Когда возникает несвойственный обычной работе двигателя шум?

 

________________ во время пуска, и только у холодного двигателя

 

________________ во время пуска вне зависимости от теплового состояния

 

________________ только при работе холодного двигателя

 

________________ только при работе прогретого двигателя

 

________________ всегда при работе двигателя вне зависимости от теплового состояния

 

________________ иное (опишите состояние) _____________________________________________

 

РОД ШУМОВ

2. На что похож шум?

 

________________ щелчки, похожие на звуки, издаваемые шариковой ручкой

 

________________ цоканье, подобное звуку слабого удара по металлу

 

_______________ стук, похожий на стук в дверь

 

_______________ грохот, подобный звуку, издаваемому детской погремушкой

 

_______________ грохот, подобное звуку перекатывающихся шаров

 

_______________ скуление, подобное звуку, издаваемому электрическим мотором

 

_______________ глухие громкие стуки, подобные звуку, издаваемому захлопывающейся дверью

 

3. Опираясь на тональность и условия возникновения звука, определить перечень необходимых действий по углубленной диагностике, обслуживанию и ремонту двигателя, его механизмов и систем, и перечень действий, направленных на устранение неисправностей

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

РЕЙТИНГ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЯ

 

Руководитель/инструктор должен оценить эффективность работы, поставив метку в соответствующий квадратик

 

0 - Не выполнил

Не обладает необходимой информацией или практическими навыками, в рамках данной программы; необходимо завершить полнокомплектную подготовку

 

1 - Только под наблюдением

Имеются только общие представления без практического применения; необходимо тщательное наблюдение; требуется дополнительное обучение

 

2 - Ограниченная практика

Имеет малый опыт практической работы, предусмотренный программой обучения; необходимо дополнительное обучение для развития навыков

 

3 - Умеренная квалификация

Выполнил работу самостоятельно в рамках предусмотренной программы; требуется ограниченное дополнительное обучение

 

4 –Квалифицирован

Можете выполнять задания самостоятельно, без дополнительного обучения

 

Подпись тренера/инструктора _______________________ Дата ____________________________

 

Фамилия, имя, отчество тренера/инструктора

__________________________________________________________________________________

Задания в этом рабочем листе содержат мероприятия, которые также способствуют достижению целого ряда учебных и меж-предметных умений. Эти навыки по-разному описываются такими терминами, как «Базовые навыки» или «Ключевые компетенции» или «Прикладная теория».

 

Цель создания журнала - оказать посильную методическую помощь в создании пособий и контрольных заданий для управления самостоятельной работой обучающихся.

Шаг за шагом, от производственных задач, через рабочие листы к главам учебника Автомобильные технологии, принципы, диагностика и сервис, которые мы будем публиковать в нашем журнале.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей